Рекомендательное письмо

Рекомендательное письмо – неизменная часть пакета документов на обучение в зарубежном университете при поступлении в магистратуру, а в некоторых случаях и на бакалавриат. Как правило, высшие учебные заведения просят предоставить от одного до четырех писем объемом в одну страницу печатного текста (A4) в обязательном порядке. Помимо поступления, рекомендательные письма играют очень важную роль в определении стипендиатов и обладателей грантов. Теоретически, рекомендательное письмо пишет тот, кто его подписывает, но в подавляющем большинстве случаев эта работа остается за студентом. Поэтому необходимо учесть некоторые правила, при соблюдении которых рекомендательное письмо никогда не раскроет вашего авторства.

Зачем нужны рекомендательные письма?

Рекомендательное письмо – документ, который может придать вашей заявке дополнительный вес. Обычно такие письма пишутся коллегами или начальством с места работы, а в случае со студентами – профессорами и научными руководителями. Крайне редко просят получить рекомендацию от друзей или членов семьи. Такие письма необходимы приемным комиссиям, чтобы составить как можно более полную картину об абитуриенте. Иначе говоря, это еще один уровень фильтрации потенциальных студентов, помогающий отделить зерна от плевел.

Шаги

Шаг 1. Выберите автора


Первое, с чем нужно определиться еще до подготовки документов на поступление, – это автор письма. Это может быть научный руководитель дипломной работы, лектор, работодатель. В идеале все письма должны быть от лиц, непосредственно относящихся к выбранному вами предмету. Но если вы несколько лет работаете не по специальности, то письмо, описывающее вас как ответственного, внимательного и заинтересованного сотрудника, сыграет вам на руку. Что касается академических рекомендаций, здесь уже нет места для маневра – рекомендация от профессора физики не даст вам преимущества при поступлении на кафедру искусств.


Шаг 2. Обсудите детали


Если вы плохо знакомы с выбранным автором, свяжитесь с ним и обсудите условия, на которых автор согласен вас рекомендовать, предложите помощь в проектах. Скорее всего, от вас ничего не потребуется – эта практика широко применяется, и профессора подписывают письма «не глядя». Но в том редком случае, когда профессор отказывается вас рекомендовать без причины и нет возможности найти другого рекомендателя, предложите свое участие в его работе. Во-первых, это позволит ему увидеть ваши достоинства. Во-вторых, помощь в научной работе может стать отличным плюсом в резюме.

Обычно сами профессора рекомендации не пишут, но за содержание писем будут спрашивать именно с них. Поэтому если не очень знакомый вам преподаватель согласен поставить свою подпись, обязательно сообщите ему, что с ним могут связаться. Конечно, расспрашивать его никто не будет, но вполне может прийти письмо на электронную почту с вопросом, действительно ли он вас рекомендовал.


Шаг 3. Определите содержание рекомендации

Личные качества


Если вам повезло получить хотя бы устную оценку своих сильных сторон от автора, смело включайте её в текст письма, которое впоследствии автор и подпишет. Если же содержание оставлено полностью на ваше усмотрение, здесь уже необходима некоторая работа. Задача на этом этапе – не перечислить в очередной раз свои достоинства, а понять, как эти достоинства выглядят в глазах рекомендующего. И, разумеется, если рекомендательные письма пишут несколько человек, то и взгляд их должен хотя бы в чем-то разниться. Полезным будет вспомнить какие-то конкретные взаимодействия с рекомендателем, от лица которого вы пишете письмо.

Например, один автор подчеркивает вашу аккуратность, но так же считает вас коммуникабельным и старательным, второй акцентирует внимание на вашей работоспособности и так же считает аккуратным. Если все рекомендательные письма будут составлены по одному и тому же шаблону, это может навести на подозрения. Но при этом основные черты должны быть закреплены во всех письмах.


Шаг 4. Подготовьте печатную версию рекомендации


По возможности рекомендательное письмо должно быть напечатано на бланке организации или учебного заведения. При их отсутствии будет достаточно и печати организации. Убедитесь, что получившийся текст не совпадает по стилю с мотивационным письмом, иначе ваше авторство будет очевидно.

Оставьте Заявку